Проектная деятельность студентов

Цель
повышение процента трудоустроенных студентов колледжей.

Средство: развитие предпринимательских навыков студентов через преподавателей.
Интенсив 10 недель.

Даты: апрель-июнь 2019 г.
Предпосылки
Колледжи ищут способы выпускать востребованных на рынке студентов.

Что сделали
Обучили 36 преподавателей 12 колледжей Карагандинской области фасилитации студенческих стартап-проектов.
Разработали стратегию повышения конкурентноспособности выпускаемых колледжами студентов.

Результат
- 8 студенческих проектов с продажами.
- Новая внутренняя мотивация преподавателей в роли фасилитатора.
- Студенты научились продавать себя. Появился запрос на обучение, потому что они смогли реализовать творческий потенциал и увидели, как полученные в колледже навыки могут пригодиться в жизни.
Как проводили обучение
Задачи, подготовка, проведение
Задача 1
Трансформировать мышление преподавателей, чтобы они слушали студентов, стали их наставниками и поддерживали предпринимательскую деятельность.
Задача 2
Научить студента создавать продукт, который купит рынок, чтобы студент продавал себя через результаты своей работы. Развить креативное мышление и способность преодолевать препятствия.
KPI курса — студенческие проекты с продажами

Курс обучения преподавателей - первый шаг к выполнению концепции трансформации колледжей, дающий возможность показать первые "быстрые победы" за 10 недель, в виде студенческих стартап-проектов с продажами.

С Управлением образования договорились о критерии успеха программы в 3 студенческих проекта с продажами.

Хитрость для выполнения KPI

Чтобы сделать 3 проекта с продажами, мы решили построить первый блок обучения по принципу отбора наиболее результативных и мотивированных преподавателей. Фактически это был естественный отбор - преподаватели колледжей сами себя отобрали. Мы спроектировали его на основании прошлого опыта и статистики отвала участников образовательных мероприятий. В договорах числилось 3 преподавателя на колледж, но на первое занятие мы пригласили 120 человек - по 5-8 от каждого учебного заведения. Критериями отсева сделали: а) рассадку к концу первого дня - кто переместился ближе к доске, тот более мотивирован; б) активность на занятиях - вопросы и комментарии; в) выполненные домашние задания. Как выяснилось, педагоги, которых сажают за парту, тоже иногда прогуливают и не делают домашки. Таким образом к концу второй недели было отобрано 36 наиболее перспективных с нашей точки зрения человек - по 3 от каждого колледжа.

Во время обучения создается ядро думающих и делающих преподавателей с новым мышлением, которые поддерживают и продвигают трансформацию своего колледжа. Это люди, которые создают новую среду развития студентов. Именно поэтому мы сделали ставку на обучение не всех подряд, а наиболее к этому предрасположенных и мотивированных.
Структура программы
1 блок

Знакомство с Lean Startup и работой со стартапами, отбор преподавателей для дальнейшей работы .

Преподавателей: 5-8 от каждого колледжа
Часов: 20

Темы:
- основы LeanStartup;
- основы работы трекера;
- аудит стартапа;
- HADI циклы;
- постановка целей по SMART;
- команда стартапа;
- методы генерации идей;
- целевая аудитория;
- ценностное предложение.
2 блок

Создание минимально жизнеспособного продукта (MVP) и анализ спроса на продукт.


Преподавателей: 3 от каждого колледжа.
Часов: 24.

Темы:
- анализ конкурентов;
- MVP;
- первая продажа;
- Customer Development.


3 блок

Подготовка и проведение питч презентаций и рассчет экономической целесообразности продукта.

Преподавателей: 3 от каждого колледжа.
Часов: 24.

Темы:
- продажи;
- экономика продукта;
- обучение мастерству презентации;
- тренировка презентации;
- итоговый презентационный день.


Стартовый интенсив

На первом занятии участникам поставили задачу: набрать студентов с проектами для сопровождения. В некоторых колледжах уже были проектные группы студентов. Остальные искали проекты среди подопечных. Это была первая задача на решение проблем. Мы наблюдали за поведением. Один участник применил наш подход отбора с отсевом: собрал толпу студентов и за 2 итерации выделил группу, с которой начал работать над проектом.

Стартовое обучение - двухдневный интенсив, на котором мы дали много материала сразу по всем темам обучения. У участников сформировалось общее понимание деятельности и они вошли в ритм. Кто-то сразу понял, что это не для него: на первом дне присутствовало 120 человек, а на втором 80.


Еженедельные спринты

Понедельник: разбор домашек, обсуждение прогресса студенческих проектов и ответы на вопросы.
Вторник: новая тема и новые задания для проработки со студентами.
Среда - пятница: работа преподавателей и студентов над проектами.

Презентационный день

Последняя неделя обучения отводилась подготовке презентации для отчетного мероприятия. Участники должны были рассказать о результатах студенческих проектов и своем вкладе. Мы подготовили шаблон презентации, содержащий основные темы выступления: продукт; бизнес-задача, которую от решает; экономика; рынок; использованные инструменты и методики и т.п.
Бизнес-ориентированная работа с преподавателями развивает колледж
Среди преподавателей, как и среди студентов, есть более или менее мотивированные. Следует выявлять тех, кто проявляет активность и развивается. Даже если педагог 20 лет читает один и тот же предмет, он может делать это по-разному: увлекательно и современно или одинаково и уныло. Те, кто не может адаптироваться к изменениям, будут выброшены системой. Те, кто проявят гибкость и увидят для себя новые возможности, станут драйверами изменений в своих колледжах.
Стартовое обучение: первый день
Проводят в КТСК Андрей Карабанов и Вадим Глазков
Результаты обучения: 8 проектов с продажами

В группе из 36 человек у каждого был хотя бы один подопечный студенческий проект. К концу обучения 8 из них были с продажами.
Мы допустили 15 участников с наиболее впечатляющими результатами до презентации. Этими результатами были не только продажи. Многие преподаватели смогли организовать креативную деятельность студентов: дети стали делать продукты для рынка, получать с него обратную связь и реальные оценки их труда в виде отзывов клиентов и продаж. Или отсутствия продаж.

На презентационном дне присутствовали директора колледжей, руководители управлений образования и цифровизации Карагандинской области Имангалиев Е. и Бельгибаев Р. соответственно.
Отзывы преподавателей
Было видно, что преподаватели совсем поменялись, даже их подход и видение преподавания своего урока. Была видна повышенная активность учащихся, заинтересованность в проектной деятельности.

Мы хотим поблагодарить ТОО "Дорошенко, Карабанов и партнеры" за хорошую работу. Я, как руководитель, который принимал гостей в стенах нашего колледжа по возможности старалась посещать все занятия, проводимые в рамках курса. Было видно, как у преподавателей горят глаза, их неподдельный интерес. И самое главное, есть результат. Когда мы были на защите стартапов, мы увидели, насколько наши преподаватели могут креативно мыслить, как хорошо умеют работать наши студенты. Это и есть результат, от которого выиграли наши студенты и преподаватели.
Балабекова Светлана Керимбаевна
Директор Карагандинского технико-строительного колледжа
Понравилось, что знания, полученные на курсе мы (преподаватели) сразу применяем на практике в работе со своим стартап-проектом. В университете нас учили что такое стартап, но никто нас не обучал как самому создавать стартапы, проекты: как вести проекты, какие подводные камни там есть, какие риски нас ожидают, как вовлечь студентов в совместную работу над проектом, чтобы упор стоял на самостоятельности студентов.

Благодаря курсу, у нас появилось представление о том, как работать со студентами и вовлекать их в совместную деятельность, чтобы на момент выпуска из колледжа они были высококвалифицированными специалистами, не мыслили только в рамках своей специализации, а мыслили масштабно, ориентируясь на потребности рынка и бизнеса.

После каждого занятия, мы, с коллективом нашего колледжа, собираемся, все обсуждаем, мы пересказываем материал преподавателям, которые не смогли принять участие в обучении. Планируем полномасштабно внедрять полученные знания и методики с сентября этого года.
Тофан Кристина Андреевна
Преподаватель Карагандинского горно-индустриального колледжа
Для меня этот курс - открытие новой, непознанной области. У меня изменился взгляд на бизнес и стартап-проекты. Я научился правильно преподносить материал студентам, направлять их в учебе, в воспитательном процессе, и в стартап-проектах.

На других курсах просто дают теоретический материал, а здесь нам предоставили действующие инструменты, которые сразу привели к результатам.

Эти инструменты универсальны - их можно применять не только в развитии стартап-проектов или бизнеса, но и в обычной жизни и педагогике.
Шоитаков Мадияр Шайменович
Преподаватель Карагандинского высшего политехнического колледжа
Когда пришла на первое занятие курса, я поняла, что я очень мало знаю по стартапам и проектам. Обучение оказалось интересным. Весь материал преподается на простом, ясном и понятном языке. Я даже не догадывалась, что так можно преподносить материал.

Я уже начала применять на практике все, что я здесь узнала. Мне очень понравились курсы. Трекеры все неординарные, с большим опытом работы, с горящими глазами, с большой энергетикой. Нам передают эту энергетику нам передают, так что мне кажется, что просто нет ни одного равнодушного среди преподавателей проходящих обучение. Я очень довольна. Команда Андрея Карабанова действительно заинтересована в результате. На курсе тебя самого заставляют думать, действовать, решать задачи.
Сальникова Елена Викторовна
Преподаватель Темиртауского профессионально-технического колледжа
Ключевые компоненты трансформации колледжей
Краткое содержание разработанной нами стратегии
1. Административно-управленческий персонал (АУП)

АУП выстраивает отношения с крупными, средними и малыми компаниями по направлениям:
  • определение потребности в персонале;
  • привлечение квалифицированных преподавателей и методистов;
  • введение новых цифровых специальностей.
Понимание специфики бизнесов разных размеров станет основным преимуществом руководства колледжа. В соответствии с пониманием текущей ситуации АУП может инициировать изменение или адаптацию учебных планов по специальностям. Для этого будут привлекаться педагоги и методисты колледжа, а также практики, работающие на целевых предприятиях-работодателях из всех трех сегментов. Студент, получивший знания от представителей бизнесов разных размеров, имеет более широкий кругозор и может точнее сформулировать свои предпочтения по будущей работе.

Выстраивание отношений с бизнесом и привлечение практиков для передачи методик в колледж или преподавания - первоочередная задача АУП. Знания и методики обновляются раз в 2-3 года, поэтому для обеспечения высокого показателя трудоустройства требуется освежать методики обучения не реже раза в год.

Работа с бизнесом - это непрерывный процесс, состоящий из взаимодействия с руководством компании, управленческим аппаратом (директорами) и линейным персоналом, носящим знания и методики прикладной работы. Взаимодействие, координация и коммуникация с бизнесами займут заметное количество времени некоторых сотрудников АУП.

Цель работы АУП по данному пункту в том, чтобы в любой момент времени колледж обладал знаниями о 80% работодателей своего региона: текущая ситуация, потребность, текучка кадров на позициях по специальностям колледжа.

2. Педагоги

Курс обучения преподавателей - первый шаг к выполнению концепции трансформации колледжей, дающий возможность показать первые "быстрые победы" за 10 недель, в виде студенческих стартап-проектов с продажами.

Во время обучения создается ядро думающих и делающих преподавателей с новым мышлением, которые будут поддерживать и продвигать трансформацию своего колледжа. Это люди, которые создадут новую среду развития студентов.

3. Студенческие проекты

Проектная деятельность преподавателей со студентами приводит к:
  • выращиванию более осознанных студентов;
  • открытию в студентах предпринимательской жилки;
  • инкубированию стартап-проектов до состояния подтвержденного спроса на продукт;
  • коммерциализации студенческих проектов, стартапов;
  • проверке рыночного спроса на результаты, которы может предложить студент;
  • развитию лидеров среди педагогов и студентов;
  • появлению продуктов, пригодных для серийного производства и реализации с выгодой для колледжа
  • появлению отраслевых партнеров.
Свяжитесь с нами,
чтобы обсудить пилотное обучение 20 человек
Андрей Карабанов
тг: @mamandiq
+7 775 030 9564
andrey.karabanov@dkp.kz
Или оставьте контакты,
чтобы мы с вами связались