Мамандық
Как сделать хорошую презентацию
Чек-лист шагов, как создать комфорт для слушателя и получить результат.
Составитель Андрей Карабанов.
Сформулируйте цель презентации — какое изменение должно произойти в голове у слушателя. Вы хотите, чтобы он:
  • что-то понял и скорректировал свои действия;
  • принял решение;
  • сделал что-то на основе того, что узнал.
Плохо

Показать руководству, что в отделе N одни м***ки.
Хорошо

Объяснить, как задачи из отдела N влияют на производительность, и помочь руководству выбрать решение А или Б по распределению приоритетов задач.
Суть
Один слайд — одна мысль. Кратко и по делу — что целевому слушателю следует осознать. Упрощайте. Забота о слушателе — когда ему понятно о чем речь и легко принимать решения:
  • простое сравнение хорошо / плохо или больше / меньше.
  • простое решение нравится / не нравится или молодец / не молодец.
Выводы вперед. Покажите слушателю самое важное, потом объясните почему это так. Если текст не помогает показать текущую ценность продукта — смело удаляйте из презентации. Кто заинтересуется историей создания продукта, спросит в кулуарах.
Плохо

Под воздействием света, поглощаемого хлорофиллом растений, в клетках зелёных растений и водорослей образуются углеводы из углекислоты и воды, которые приводят к пигментации.
Хорошо

Трава зеленая из-за солнечного света. Люди загорают, трава зеленеет.
Кейс использования. Скриншоты красивой админ-панели не помогают сделать выводы о пользе вашего продукта. Вместо выпячивания продукта покажите что-то ценное в нем для пользователя — как он помогает в жизни.

Если презентация про технологию, покажите элегантное решение проблемы, а не все подряд, что вы придумали.
Меньше текста, больше смысла. Слушатель либо читает слайд, либо слушает ваш рассказ. Сделайте так, чтобы слайд подкреплял вашу мысль и фокусировал внимание, а не наоборот.
Конкретика, а не обобщения. Ваш большой и серьезный десятилетний опыт никого не интересует. У слушателей он тоже есть, и у конкурентов. Объясните, почему заказчику следует работать именно с вами — в чем преимущество того, что вы построили фабрику в Тамбове, для конкретного пилота?

Если говорите, что «работаете с клиентом» — расскажите, в чем заключается работа. Лучше показать результат. Допустимо рассказать про процесс, если он характеризует ваш продукт.
Не рассказывайте, а показывайте. Если схема больше трех блоков — сокращайте. Если в ней термины и специфика, с которой слушатель может быть не знаком — упрощайте. Следует показывать схему, из которой слушатель сможет сделать понятный вывод.
Плохо
Хорошо
Вывод: «Я нашел воду!»
Вывод: «Надо полить и светить солнцем, чтобы работало!»
Оффер. Объясните слушателю, чего вы от него хотите:
  • почему то, что вы предлагаете, важно;
  • как он ощутит результат;
  • что надо делать.
В голове у слушателя: «Цветы привлекают +10% клиентов! Надо ставить клумбу! Как убедить Степана Семеновича в том, что надо цветы, а не полуголых моделей ставить?»
Завершающий слайд. Не надо объявлять о том, что вы закончили. Это и так понятно по слайду. Лучше резюмируйте свое выступление, повторите ключевую мысль или предложение партнеру. Хорошо работают QR коды со ссылками на лендинг или контакты.

Подумайте какой призыв к действию дать слушателю:
  • позвони мне на мобильный;
  • пройди по ссылке;
  • расскажи своему директору.
Подача
Пауэрпоинт караоке. Слайд — визуальное подкрепление голосовой презентации. Не надо читать все, что там написано. Если читаете со слайда — смело удаляйте написанное. Оставьте ключевую мысль, цифру и картинку.
Объявление заголовка слайда. Объявляют станции в метро, чтобы пассажир знал, где он находится. В презентации — он и так видит. Старайтесь говорить связно и без перебивок. Торжественное переключение слайдов снижает внимание слушателя. Это аудио-мусор.
Читабельность и легкость восприятия. Пишите проще, даже если допускаете неточности. Главное — помочь слушателю все понять. Можно написать заумно и правильно, но никто не поймет и не сможет прочитать.




Оставляйте «воздух» на слайдах, чтобы их было легче читать.




Все украшательства, не несущие смысловой нагрузки, удаляйте.
Все сложные слова заменяйте на простые.
Плохо

Под воздействием света, поглощаемого хлорофиллом растений, в клетках зелёных растений и водорослей образуются углеводы из углекислоты и воды, которые приводят к пигментации.
Хорошо

Солнце светит.

Клетки растения впитывают.

Углеводы зеленеют.
Оставляйте «воздух» и в голосовом сопровождении, чтобы разделять мысли и давать передохнуть слушателю. Говорить быстро — нормально. Говорить сплошным потоком без интонации и пауз — издевательство над слушателем.
Картинки. Директору в корпорации или инвестору не важно, как выглядит ваш продукт. Им важна выгода, которую он приносит. Если продукт выглядит как командная строка в 1986 году, но он приносит достаточно пользы, его купят. Красивый и бесполезный — в «корзину». Если говорите о дизайне — объясните, в чем от него польза.
Как вы выглядите на экране.
  • Фон ровный, монотонный.
  • Камера на уровне глаз. Подложите под ноутбук несколько книг.
  • Смотрите в камеру, а не на экран — зрителю кажется, что вы смотрите в глаза.
  • Не используйте микрофон телефона/компьютера. Хотя бы гарнитуру. Лучше петличку.
  • Не елозьте на стуле. Сидите ровно и спокойно.
Базовые принципы дизайна:
приближенность, выравнивание, повторение, контраст.
Иллюстрации: (с) Алексей Обжорин для «Мела», 2017
Подача
Проблема — это то, что мешает выполнить задачу.
Хотим дома вкусно поесть — задача. Но еда в холодильнике сырая и холодная — проблема.

Можно пропустить проблему и говорить только про задачу. Но тогда следует объяснить, почему субъект наймет именно ваше решение для выполнения задачи, а не какое-то другое.

Издержки сами по себе — не проблема. Иногда снижение — задача конкретных должностей. Но как только фирма начинает нормально зарабатывать, руководители перестают считать деньги. Продать сокращение издержек легче фирме, у которой не все в порядке. Ищите корень — зачем ей это нужно. Там и проблема.

Это как иглоукалывание: проблема в желудке, а ваше решение — иголка — в пятке.
Конкуренты. Лучше — альтернативы.
Можем заказать готовую еду, можем пожарить на сковородке, можем кинуть в мультиварку, можем маму подождать. Да, доставка еды конкурирует с мамой.
Рынок — объем денег, который тратится на решение проблемы всеми альтернативными способами.
Продукт. Часто просят краткое описание продукта. Кратко — это 2 предложения.
Сколько минут на слайд? Если текст, то говорите не дольше, чем занимает времени все прочитать. Картинка — засекаем время, необходимое, чтобы ее рассмотреть. Больше деталей — дольше рассматривают. Много деталей/текста — не смотрят, не читают. Если мысль надо говорить долго — разбивайте на мысли поменьше и несколько слайдов.
Записаться на консультацию
по улучшению презентации